МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 им. В.Хомяковой"на протяжении пяти лет является федеральной экспериментальной площадкой по внедрению педагогической технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности).
Результат многолетней работы: более 40 публикаций учителей школы в федеральных изданиях; обобщение опыта работы на научных конференциях в г. Москва, на Шамовских педагогических чтениях, а, самое главное, повышение уровня обученности школьников.
С сентября 2012 года школе присвоен статус стажировочной экспериментальной площадки МПГУ, одним из направлений работы которой является трансляция опыта через проведение обучающих мероприятий различного уровня.
О проделанной работе:
20 октября 2017 года в МБОУ “СОШ № 5 им. В.Хомяковой” (г. Энгельс) – научно-образовательной площадке МПГУ – прошел городской семинар “Формирование системы работы с одаренными обучающимися начальных классов”.
В ходе семинара заместителем директора по УВР Холиковой Марией Александровной была представлена презентация опыта работы научно-образовательной площадки по теме “Применение технологии учёта и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика (“ИСУД”) при работе с одаренными детьми” и представлен мастер-класс “Технология ИСУД – путь к успеху”.
На семинаре присутствовали учителя начальных классов, руководители методических объединений и педагоги, ответственные за работу с одаренными детьми школ Энгельсского муниципального района.
Коллеги с интересом слушали выступление, активно принимали участие в мастер-классе, задавали вопросы. При подведении итогов семинара данное выступление получило высокую оценку со стороны коллег и методиста МБОУ ДО “Методический центр развития образования” Ляховой Н.М. Также коллеги высказали пожелание на организацию дальнейших встреч в рамках семинаров.
16 декабря 2014 года прошел семинар «Использование современных образовательных технологий. Технология ИСУД как один из подходов педагога к организации учебной деятельности в целях создания условий для учебного успеха каждого ученика». Гостями семинара стали заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений Энгельсского района.
Участники семинара рассмотрели педагогическую технологию «ИСУД» как ресурс учебного успеха каждого ученика (докладчик Холикова М.А., учитель начальных классов, руководитель МС, площадки ИСУД), параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика, определяющие психофизиологические особенности ученика (докладчик Шистерова О.Н., педагог-психолог).
В практической части семинара был представлен мастер-класс: урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" во 2б классе (учитель Холикова М.А.) Мастер-класс позволил продемонстрировать гостям как технология ИСУД практически реализуется на разных этапах урока, как учитель производит учет индивидуальных особенностей, индивидуальных параметров ученика на уроке в условиях классно-урочной системы. Затем гости смогли посетить открытые уроки с применением технологии ИСУД: урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Прыжок" 3а класс (учитель Чуприкова Е.С.), урок русского языка "Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных" 4б класс (учитель Муслимова Е.В.), урок окружающего мира "Птицы зимой" 3б класс (учитель Назарова Н.Н.), интегрированный урок литературы и географии "Природа как воплощение прекрасного" 6а класс (учителя: Калямина Д.Ш, учитель русского языка и литературы, Егоров К.В., учитель географии). После уроков был проведен их анализ с точки зрения реализации технологии ИСУД.
В ходе подведения итогов и обмена мнениями гости семинара высказали слова благодарности организаторам семинара, сообщили о своей заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве со стажировочной экспериментальной площадкой МПГУ - МБОУ "СОШ №5".
Семинар получил высокую оценку.
19 февраля 2013 года прошел обучающий семинар по теме «Технология ИСУД. Проектирование индивидуальной траектории ученика в образовательном процессе». Участниками семинара стали делегации педагогов из г.Балаково, г.Хвалынска, заместители директоров и педагоги школ Энгельсского муниципального района.
В ходе семинара участники смогли не только познакомиться с теоретическими аспектами технологии ИСУД, но и в ходе деловой игры "Дидактический портрет ученика" смогли поучаствовать в создании матрицы индивидуального стиля учебной деятельности ученика и самостоятельно определить дидактический потенциал форм и приемов учебной работы, что позволило увидеть ценность использования педагогического инструментария данной технологии.
19 июня 2012 года состоялась межрегиональная конференция в дистанционном режиме (по скайпу), организованная Московским педагогическим государственным университетом.
В конференции приняли участие школы России – участники экспериментальной площадки по внедрению новой педагогической технологии ИСУД (индивидуальный стиль
учебной деятельности), а также, руководитель отдела, управляющая экспериментальными площадками МПГУ Будаева Т.И., и автор технологии, кандидат биологических наук, профессор кафедры управления образовательными системами Галеева Н.Л.
В итоге все участники конференции высказали общее мнение об эффективности дистанционной формы работы и предложили регулярно осуществлять сеансы дистанционного общения.
Делегация педагогов МБОУ «СОШ № 5 им. В.Хомяковой» Энгельсского муниципального района Саратовской области приняла участие в межрегиональном семинаре «Дидактический и управленческий потенциал технологии ИСУД (Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на этапе внедрения ФГОС», который состоялся 24-26 апреля 2012 года в г.Москва на базе ГБОУ Центра образования № 1272.
Участники мероприятия – члены проблемно-творческой группы сетевой инновационной научно-образовательной площадки Московского педагогического государственного университета. В ходе семинара были рассмотрены вопросы использования технологии ИСУД как ресурса внедрения ФГОС, намечены перспективные направления и форматы деятельности каждой школы, участницы сетевой площадки, на новый учебный год. Представитель нашей школы - Холикова Мария Александровна - руководитель методического совета, руководитель творческой группы по апробации технологии ИСУД выступила с докладом «Освоение и реализация технологии ИСУД в дистанционном формате», в ходе которого были представлены результаты работы Энгельсской федеральной экспериментальной площадки за истекший год. Результатом семинара стало решение продолжить сотрудничество с разработчиком технологии ИСУД Н.Л. Галеевой, профессором кафедры управления образовательными системами МПГУ в 2012-2013 учебном году уже в качестве внедренческой экспериментальной площадки.
30 марта 2012 г. состоялось заседание педагогического совета по теме: «Технология ИСУД как ресурс внедрения и реализации требований стандартов нового поколения». В первой части которого были освещены следующие вопросы:
· Реализация опытно-экспериментальной работы в школе как ресурса внедрения ФГОС нового поколения;
· Анализ результативности использования технологии ИСУД при внедрении и реализации требований ФГОС;
· Формирование универсальных учебных действий;
· Проектирование технологических карт при подготовке к уроку.
Во второй – практической части педагоги работали в группах.
Проектирование технологической карты уроков с применением технологии ИСУД в соответствии с требованиями ФГОС, позволило всем педагогам убедиться на практике в однозначности оценки дидактического и управленческого потенциала технологии ИСУД как ресурса внедрения и реализации ФГОС.
Федеральный эксперимент
Технология ИСУД используется в школах России более 15 лет. Результативность применения этой технологии выявляется как в росте обученности и обучаемости учащихся, так и в достоверном росте уровня психолого-педагогической, предметно-методологической и управленческой компетенции и управленческой компетентности учителя.
Экспериментальная площадка МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования» была организована в 2009 году. В настоящее время в составе площадки работают педагоги двенадцати школ Москвы и десяти школ других регионов России. Одной из таких школ, вошедших в состав федеральной экспериментальной площадки, является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. В.Хомяковой» г. Энгельса. Программа эксперимента реализуется в очном режиме и в дистанционном формате.
Практика апробации ресурсного потенциала технологии ИСУД показывает, что эта технология эффективна как на этапе освоения положений новых Федеральных государственных образовательных стандартов, так и при реализации требований ФГОС в режиме функционирования.ериментальная площадка МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования» была организована в 2009 году. В настоящее время в составе площадки работают педагоги двенадцати школ Москвы и десяти школ других регионов России. Одной из таких школ, вошедших в состав федеральной экспериментальной площадки, является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 им. В.Хомяковой» г. Энгельса. Программа эксперимента реализуется в очном режиме и в дистанционном формате.
Материалы восьми педагогов МБОУ «СОШ №5» в январе 2012 года вошли в сборник «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования». Сборник содержит не только информационно - методические материалы, разработанные участниками экспериментальной площадки, но и описание теоретико-методологических основ технологии ИСУД, что обеспечивает его эффективное использование как учителями, так и методистами школьного, городского и регионального уровней.
14 ноября 2011 г. в нашей школе состоялся семинар для учителей математики с использованием технологии ИСУД. Перед началом семинара выступила руководитель по внедрению этой технологии в нашей школе - Холикова М.А.
26 апреля 2011 года «МОУ СОШ № 5 имени В.Хомяковой» открыла свои двери для заместителей директоров по учебно- воспитательной работе школ города Энгельса и Энгельсского района. На семинаре присутствовали директор МОУ ДПОС «УМЦ» Губанова В.Л., и заместитель директора МОУ ДПОС «УМЦ» Клочкова А.А.
Доклад руководителя апробации технологии «Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности (ИСУД)» Холиковой М.А.
В ходе семинара «Педагогическая технология «Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности (ИСУД)». Опыт использования и реализация её дидактического и управленческого потенциала» вниманию гостей были представлены материалы трехлетней работы коллектива школы по апробации и внедрению новой педагогической технологии.
МОУ «СОШ №5 имени В.Хомяковой» является федеральной площадкой по апробации и внедрению технологии ИСУД.
Основная цель семинара: знакомство с новой педагогической технологией и опытом ее применения педагогами школы.
В первой части семинара была представлена информация о том, как появилась технология ИСУД, какие задачи она может решить, алгоритм её «запуска» в школе, составленный уже на основе ее применения на разных ступенях обучения и динамика изменения параметров ИСУД у обучающихся. Также технология Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности рассматривалась как ресурс реализации требований ФГОС к индивидуализации образовательного процесса.
Все уроки и семинар в целом получили высокую оценку присутствующих.
9 июня 2011 г. состоялось заседание научно-методического совета экспериментальных площадок МПГУ «Об итогах научно-практических исследований на экспериментальных площадках МПГУ в 2010-2011 и перспективах на новый 2011-2012 учебный год», на котором с докладом «Опыт использования и реализация дидактического и управленческого потенциала образовательной технологии ИСУД» выступила Холикова Мария Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №5 имени В.Хомяковой», руководитель творческой группы по апробации новой педагогической технологии «Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности».
Деятельность школы №5 получила высокую оценку по использованию и реализации дидактического и управленческого потенциала образовательной технологии ИСУД.